Мастер-класс по каллиграфии прошел в Казанском соборе

В день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - основателей славянской письменности, 24 мая, в культурно-просветительском центре Казанского кафедрального собора состоялся мастер-класс по каллиграфии. В течение трех часов студенты 1-го и 2-го курсов кафедры книжной и станковой графики СПбГХПА имени Штиглица обучали участников мастер-класса основам древнерусского письма.
Мастер-класс по каллиграфии прошел в Казанском соборе

Старший преподаватель кафедры книжной и станковой графики Академии имени Штиглица Юлия Куршева отметила, что школа каллиграфии в Западной Европе сохранена и широко распространена, в то время как в России благодаря петровской реформе она ушла в церковный обиход; в итоге это искусство стало исключительно декоративно-прикладным и утратило утилитарную функцию, которую, например, имеет сегодня латинский шрифт.

"Мы поставили перед собой цель - возродить культуру каллиграфии и популяризировать ее среди наших студентов. В настоящее время в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде открываются профессиональные школы каллиграфии, которые занимаются славянской письменностью. На кафедре книжной и станковой графики Академии имени Штиглица в рамках учебного процесса наши студенты изучают письменность разных народов, поскольку художник-иллюстратор должен быть максимально образован, знать разные стили письма разных эпох, - сказала Юлия. - Каллиграфия на самом деле сложна и проста одновременно: научиться писать не так сложно, но для того, чтобы владеть этим искусством виртуозно, нужны годы практики".
По мнению Юлии Куршевой, то, что нынче называют современным искусством, несет в себе разрушительное начало, в его основе лежит эпатаж, отход от традиций, а каллиграфия - напротив, очень традиционное, созидательное искусство.

"Иконописец, сохраняя свою индивидуальность, работает в рамках установленных правил. То же самое касается и буквы. Она вечна и неизменна с момента создания письменности. Каллиграфия - это вечное искусство", - подчеркнула Юлия Куршева.

Рассказывая об особенностях разного вида письма, она отметила, что устав очень строг, торжественен и не допускает творчества, в полууставе письмо приобретает наклон, появляются росчерки, строка становится более свободной, не такой ровной. Уникальным видом письма является скоропись - она живая и свободная, хотя каждая буква по-прежнему имеет рекомендуемые написания. Вязь - это зашифрованное, запутанное письмо, почти тайнопись. Длинные буквы вязи часто использовались в заголовках, на одеждах и тканях. Здесь тоже есть свои определенные каноны написания - например, буквы нельзя смещать за строку, они располагаются ровно по столбцам, в то же время допускаются пропуски букв и лигатуры (написание двух или нескольких букв одним письменным знаком).

Руководитель просветительского отдела Казанского собора Наталья Феофанова отметила, что Казанский собор давно и плодотворно сотрудничает с Академией имени Штиглица. Первая совместная выставка под названием "Рождественская сказка" прошла в культурно-просветительском центре собора в январе 2017 года.

"Как мы знаем из истории, первые книги были церковными, их писали вручную. Взаимосвязь Церкви и письменности неразрывна. Выставка, приуроченная к дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, подчеркивает важность их просветительского служения и роль их свершений для русской культуры", - сказала Наталья Феофанова.

Она отметила, что проходящая в соборе выставка "В начале было Слово", на которой работы представили студенты 1-го и 2-го курсов, имеет важный миссионерский посыл - она стала своего рода трамплином для того, чтобы ребята вошли в храм и приобщились к церковной жизни.

Мастер-класс по каллиграфии прошел в рамках выставки "В начале было Слово", на которой представлены работы по каллиграфии и копии старославянских рукописей студентов кафедры станковой и книжной графики СПбГХПА имени Штиглица. Среди экспонатов - копии Остромирова Евангелия XI века, Аникиевского Евангелия XV века, выписки святого благоверного князя Михаила Ярославовича Тверского из Царственного летописца XIV века и другие. На выставке можно ознакомиться с жизнеописаниями святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, узнать о двух древних системах славянской письменности (глаголица и кириллица) и об исторических формах кириллицы (устав, полуустав, скоропись и вязь).

ИА "Вода живая",
24.05.17